Вы, наверное, слышали о мифологическом острове, расположенном где-то в Эгейском море, на котором обитают зооморфные создания – Сирены. Они не очень привлекательны с виду, но голос их настолько сладок и приятен, что способен свести с ума любого путника. Об ораторском мастерстве и пойдет речь в статье.

Конечно, это красивый греческий миф, и никаких Сирен, на самом деле, не существует. Однако, факт налицо — приятный голос способен расположить собеседника, привить симпатию. Недаром, ораторское мастерство считалось одним из наиважнейших достижений древних эллинов – обладавший им в совершенстве пользовался большим почетом и уважением.

Более того, греческий суд зачастую склонялся на сторону ни того, кто был прав, а того, кто умел связно и красиво представить свою позицию.

Если быть до конца справедливым, придется признать, что мы недалеко ушли от традиций древности. Не только весомость аргументов и острота ума собеседника привлекает нас, но и его манера вести разговор, и, конечно же – голос. И если освоить риторику под силу практически каждому упорному ученику, то изменить свой тембр речи – задача не из легких. Тем не менее, не так давно, американские ученые разработали диагностическую систему и терапевтическую программу для выявления и устранения дефектов голосового аппарата. Иными словами, человечество наконец-то разгадало загадку Сирен.

Откуда берутся звуки?

Известный германский биолог и физиолог Иоганн Петер Мюллер одним из первых задал себе этот непростой вопрос и первым сумел дать на него ответ, исследовав голосовой аппарат человека. Благодаря его трудам и работе его последователей, сегодня мы обладаем полными знаниями о происхождении звуков человеческой речи.

Выглядит этот сложный процесс примерно так: собираясь что-то произнести, мозг посылает сигнал голосовым связкам, они принимают определенную форму.

Поток воздуха, проходя через них, создает акустический эффект, который усиливает резонатор ротовой полости. Затем, нижняя челюсть и язык формируют четкий звук речи.

Примерно так же устроено большинство духовых инструментов. Только тут мозг и легкие заменяет музыкант. Именно он решает, каким будет выходящий звук, регулирует мощность воздушного потока и придает ему определенной звучности, зажимая те или иные клапаны. Как и человеческая речь, мелодия может быть плохой и хорошей, удачно или фальшиво сыгранной. Причин неудовлетворительного звука может быть несколько: музыкант недостаточно искусен или же испорчен сам инструмент. В жизни, как и в оркестре, вторую проблему решить гораздо легче.

Мастерство Сирены

Мелкие дефекты речи, такие как шепелявость, картавость, нечеткое произношение или неспособность воспроизводить отдельные звуки решаются с помощью специальных логопедических упражнений. Кстати, первые попытки усовершенствовать дикцию были сделаны все теми же древними греками. Известный своим красноречием философ Сократ, в юности считался косноязычным – говорил сбивчиво и не четко, мямлил и плохо произносил слова. Проиграв по вине своего недостатка суд, он решил раз и навсегда покончить с дефектом. Месяцами он тренировался на берегу моря, перекрикивал шум волн и учился говорить с набитым камнями ртом. Естественно, сегодняшние упражнения гораздо проще и гуманней, так что при наличии желания, проблемы с дикцией может устранить каждый.

Что касается неприятного тембра голоса, поменять его до недавнего времени считалось невозможным. Но, в ходе вышеупомянутых исследований, было установлено, что основные проблемы такого рода тесно связаны с состоянием голосовых связок. Как и любая другая мышца организма, со временем, они слабеют, меняется характер и сила их смыкания, в результате чего мутирует голос. Поэтому в старости у мужчин глубокий баритон приобретает высокие скрипучие нотки, а у женщин, наоборот появляются хрипы и снижается тональность.

Преждевременные изменения тембра связаны с чрезмерным напряжением связок, залеченными ларингитами и курением. Все перечисленные факторы приводят к образованию на стенках связок полипов и узелков, мешающих естественному образованию звуков. С помощью новейшего изобретения, крошечной видеокамеры, стробоскопа и незамысловатых упражнений, врачи-фониатры теперь могут обнаружить все эти неприятные образования, удалить их и восстановить или даже улучшить первоначальное звучание человеческого голоса.

Одним из приятных плюсов такого лечения выступает тот факт, что однажды овладев мастерством Сирены, пациенту нет нужды снова прибегать к терапии. Все изменения приобретают характер обратной биологической связи, то есть необратимы. Конечно, при условии, что вредоносные факторы будут навсегда устранены. Еще один приятный момент заключается в том, то фониатрический центр работает не только в стране первооткрывателей, но и у нас, в России.

Немного практики

В прочем, для того чтоб восстановить или улучшить звучание собственного голоса не обязательно прибегать к врачебному вмешательству. Ежедневные упражнения и профилактика образования полипов вполне могут дать позитивный результат, пусть и не такой очевидный, как при клиническом лечении.

Лучшее лечение – это профилактика

Первый враг красивого голоса – сигареты. Вдыхая дым, мы повреждаем слизистую оболочку гортани и связок, а уничтожение натуральной защиты – первый шаг к образованию неблагоприятных наростов. Кстати говоря, миф о том, то курение помогает снизить тембр голоса – совершенно не обоснован. Все что приобретает курильщик – это хрипы, которые в сочетании с естественными высокими нотками, периодически прорывающимися наружу, создают весьма неприятные эффект.

Вторая и не менее коварная опасность – простудные и вирусные заболевания. Фарингиты, ларингиты и даже ангина способны навсегда исковеркать ваш голос. Поэтому, лучше всего их избегать, не злоупотребляя мороженым, холодными напитками и повязывая теплый шарф зимой. А заболев, не заниматься самолечением. К слову, чересчур горячие напитки, как и очень острые перченые блюда, так же негативно влияют на состояние связок.

oratorskoe-iskusstvo-1024x682

Золотая середина

О том, что кричать вредно, знает каждый. Слишком напрягая связки, мы рискуем потерять голос. Это вполне очевидно, но мало кому приходит в голову, что шепот также опасен. Все дело в том, что приглушенные звуки требуют даже больших усилий голосового аппарата, чем крик. Вот и получается, что привычка постоянно шептать приводит к различным заболеваниям. Оптимальный вариант – говорить средним по громкости голосом.

Что касается частотности разговора, то и тут есть свои нюансы. Связки – это, по сути, те же мышцы, и для полноценного функционирования им необходимы периодические тренировки. Частое молчание и неправильное использование голосового аппарата приводит к ослаблению мышц, и, как следствие, искажению тембра. С другой стороны, чрезмерное напряжение, как мы уже выяснили, тоже чревато. К тому же, тренировкам нужен контроль.

Если хотите иметь сильный и красивый голос, упражняйтесь ежедневно в ораторском искусстве. Вооружившись звукозаписывающим прибором, говорите 15 – 20 минут, стараясь придерживаться стабильного тембра, избегать резких перепадов тональности и громкости. Воспроизведение записи поможет вам проверить, насколько успешным было занятие. Не стоит стараться искусственно менять голос, делать его громче или тише.

Первоначальная цель упражнения – научиться говорить ровно, но в свойственной вам манере. Постепенно, когда первый этап будет пройден, можно постепенно вырабатывать нужный звуковой диапазон. Главное, чтоб занятие не приносило дискомфорт и боли в связках, иначе последствия могут быть плачевными — вы можете «сломать» голос, то есть достичь не звонкости, а хриплости. Если все проходит гладко, можно смело использовать приобретенные навыки в повседневной жизни.

Кстати, установлено, что разговор по телефону, требует больших усилий, чем беседа с глазу на глаз. Не видя собеседника, наш мозг инстинктивно «думает», что он находится далеко и непроизвольно дает сигнал связкам. Те, в свою очередь, сильнее напрягаются и, как следствие, скорее устают.

Ораторские хитрости

Пред предстоящим публичным выступлением или просто длительным общением стоит принять некоторые меры предосторожности, чтоб обезопасить свои связки и сделать голос более приятным. Во-первых, стоит отказаться от шоколада, орехов, уксуса, слишком холодных или горячих блюд. Дело в том, что сладкое и кислое провоцирует неприятные эффект, известный как «пересыхание в горле», а граничные температуры раздражают слизистую гортани.

Во-вторых, по возможности, дайте вашим связкам передохнуть 15 – 20 минут в абсолютном молчании до и после выступления. Можете за полчаса – час «размять» голос негромким песнопением или имитацией различных персонажей, говорящих в разных тембрах. Для вашего речевого аппарата длительный разговор, в особенности ораторское выступление, своего рода марафон, и только плохой спортсмен начнет забег без разминки.

Укрепить связки помогает старинная «бабушкина» смесь – чай или кофе со сливочным маслом и медом. Сгодится для этой цели и старый проверенный метод «сырого яйца». Суть таких «препаратов» в том, чтоб смягчить и смазать связки и стенки гортани, обезопасив их от пересыхания во время долгой работы. Сам по себе голос от такой панацеи не изменится, зато у вас будет меньше шансов нечаянно причинить себе вред. Если же вы в силу вкусовых предпочтений не испытываете слабости к подобным яствам, постарайтесь хотя бы кофе разбавлять молоком.

В плену у красивого голоса

Наш мир, это по существу, мир стандартов, где более ли менее четко определено, что можно считать красивым и правильным, а что уродливым и искаженным. Существуют такие стандарты и для вокальных данных. Статистические исследования показали, что большинство людей красивым считают голос, если он – спокойный, имеет низкий тембр, теплый, мелодичный, окрашенный интонацией, естественный и звучный.

Неприятным принято считать резкий или скрипучий, хриплый, дрожащий, высокого тембра или пронзительный, слишком громкий, слишком тихий и неслышный, неуверенный и слабый голос. Также установлено, что женщины вдвое чаще обращают внимание на акустические данные партнера, чем мужчины. И если дам мягкий баритон может очаровать, затмевая даже явные физические недостатки, то представители сильного пола менее подвержены подобному влиянию. Хотя неприятный голос способен оттолкнуть как тех, так и других.

Развивая и совершенствуя свой акустический аппарат, человек способен открыть для себя двери в совершенно иной мир: добиться расположения окружающих, вселять доверие в сердца слушателей, вести за собой массы, убеждать и переубеждать людей. Но не стоит забывать, что даже самый сладкий голос, сам по себе не решит всех проблем. Как писал Томас Манн: «Человек может говорить языком человеческим и ангельским, но без любви голос его все равно останется гудящей медью и кимвалом бряцающим».